Вход в личний кабинет
Важные новостиКак небольшая компания из провинции разрушила стереотипы и за 5 лет выбилась в лидеры рынка >, В офисе киевской фирмы взорвался букет цветов >, Мрия закупила 10 новых тракторов для своего парка >, В Украине выросли объемы производства курятины >, ПопулярноеГПЗКУ закупила у украинских аграриев зерна на 4 млрд грн >, Какими были первые деньги аграрных баронов? >, Благодаря John Deere студенты НУБиП узнают о современной технике больше >, Кернел провел очередную покупку своих акций на $50 тыс. >, |
Почему нереально накормить планету?16.09.2015 16:30550
Почему нереально накормить планету? Согласно прогнозу FAO, к 2050 году человечеству придется увеличить производство продуктов питания в 1,5-2 раза. Это связано, прежде всего, с прогнозом увеличения количества населения планеты – до 9 млрд человек в течение следующих 30-35 лет. Второй важный фактор – рост благополучия жителей развивающихся стран, что стимулирует повышение спроса на мясную и молочную продукцию. Однако простого увеличения объемов производства недостаточно – все равно накормить столько людей будет сложно. Поэтому мы должны не только больше производить, но и меньше выбрасывать. Согласно последнему отчету UNEP, ежегодно 1/3 продуктов питания и сельскохозяйственной продукции пропадает, так и не попав на стол конечных потребителей. В денежном выражении цифра еще более впечатляющая: ежегодно в мусорный контейнер мы отправляем еды на 1 млрд долл. Давайте рассмотрим детальнее, как можно сократить количество выбрасываемых продуктов, как обеспечить глобальную продовольственную безопасность, и какую роль в этом процессе может сыграть Украина. Мы слишком много выбрасываем В 2014 году в мире только говядины было произведено порядка 60 млн т, не говоря уже о курятине (более 86 млн т) и свинине (более 110 млн т). В развитых странах потребности населения в еде обеспечены на 150-200%, в то время когда для множества стран Африки к югу от Сахары голод является системной проблемой. Простая статистика указывает на то, что увеличение производства не решит проблему продовольственной обеспеченности. Мы выбрасываем еду на всех этапах ее производства и потребления. Так, много продуктов питания «бракуется» супермаркетами с жесткой системой контроля внешнего вида фруктов, овощей, ягод и пр. Пока продукция доставляется в супермаркет, часть из нее портится, теряя товарный вид. Как правило, такую продукцию либо выбрасывают, либо возвращают поставщикам, которые, скорее всего, делают с ней то же самое. Подобная политика супермаркетов, также как импортеров и ритейлеров продукции приводит к тому, что, например, в Кении, небольшие и средние фермерские хозяйства, которые поставляют сельхоз продукты в сетевые магазины, вынуждены выбрасывать до 40% произведенных товаров. В развитых странах показатели потерь на этом этапе меньше, но все равно внушительные – порядка 10%. Вторая причина большого количества продуктовых отходов связана с нами – потребителями. Каждую неделю мы покупаем гораздо больше, чем съедаем, выбрасывая десятки килограмм еды в год. Консалтинговая компания Oliver Wayman недавно подготовила два полезных отчетаReducing Food Waste: How Can Retailers Help и Getting Fresh. Здесь она подсчитала, какое количество продукции на каких этапах расходуется. Так вот, согласно одному из отчетов, порча 61% продуктов питания происходит уже после приобретения конечными потребителями. Вопрос, однако, остается открытым. Рациональное потребление невыгодно как производителям, так и ритейлерам. Ведь если люди будут потреблять более рационально, они станут меньше покупать. В некоторых странах в борьбу с маркетингом в стиле «2 по цене одного» вступило правительство. Например, в Великобритании благодаря программам повышения осведомленности населения в вопросах рационального потребления, количество испорченных продуктов удалось сократить на 21%. Дальнейшее развитие сельхозпроизводства требует огромных затрат Есть ряд факторов, которые указывают на то, что дальнейшее развитие сельскохозяйственного производства будет обходиться все дороже и дороже. Связано это не только с сокращением пригодных для сельского хозяйства земель и необходимостью внедрения дорогостоящих инновационных технологий, но и с рядом других факторов:
Эти, а также другие факторы указывают на то, что эффективное обеспечение продовольственной безопасности будет невозможно исключительно за счет наращивания объемов производства. Гораздо проще и дешевле попытаться меньше выбрасывать. Как решить проблему растущего спроса на продукты питания и обеспечить продовольственную безопасность? Рост сельскохозяйственного производства неизбежен. Для того чтобы решить эту задачу, в ход будут идти новейшие технологии и использоваться самые невероятные локации. Данную тенденцию, в частности, подтверждает растущая популярность городского фермерства. На долю таких фермеров приходится около 1/5 от глобального объема производства продуктов питания. Однако многое зависит не только от производителей, а и от потребителей. Каждому из нас пора задуматься над тем, как он обходится с продуктами питания. Сокращение количества продукции, которая по описанным выше причинам превращается в продовольственные отходы, – глобальный вызов, борьба с которым зависит как от потребителей, так и продавцов, перевозчиков, ритейлеров, маркетологов и т.д. Украина, как страна, способная обеспечить свои продовольственные потребности и в то же время экспортировать значительное количество продукции, должна делать все, чтобы внести свой вклад в борьбу с этим вызовом. Мы должны развивать технологии выращивания, переработки, производства и хранения продуктов, внедрять инновации в сфере postharvest менеджмента, уделять больше внимания качеству и безопасности производимой продукции. Возможно, вскоре мы будем составлять инфографики не о том, сколько сельхозпродукции производится в мире, а о том, насколько эффективно она потребляется, и вычислять злостных продовольственных расточителей. Ну, а пока призываем вас внести свой вклад в обеспечение мировой продовольственной безопасности и потреблять более рационально. Агропортал agrotechnik.com.ua по материалам агропорталa Latifundist.com |